Парные вазы "Ирисы и хризантемы"

Представленное произведение является характерным образцом керамической продукции эпохи Мейдзи.

В области керамики лидирующее положение принадлежало изделиям Сацума. Само название происходит от княжества Сацума, расположенного в южной оконечности острова Кюсю. 

Округлое тулово ваз представляет удобную поверхность для росписи, которая отличается сочетанием крупных стилизованных цветов и более мелких орнаментальных мотивов вверху и внизу. Декоративную выразительность изделия усиливает сочетание цветной росписи и белого фона черепка, а также контраст между более активной цветовой гаммой хризантем и монохромно-синим цветом ирисов.

Прием рельефной росписи, подчеркивая контуры, вносит дополнительный эффект в образ вазы.

Еще одним выразительным ньюансом является применение серовато-голубой глазури, которая получила название "голубой госу".

Хризантема считается в Японии "царицей осени", воплощением красоты этого сезона. Кроме того, она имеет и благожелательное значение, являясь символом благородства и стойкости, чистоты помыслов. 

Ирис- цветок весны, начала лета, традиционно связан с Праздником мальчиков, символизируя стойкость в испытаниях и защиту. В данном контексте цветы разных сезонов имеют отношение к теме "четыре времени года", олицетворяющей непреходящую красоту Природы.

Особого внимания заслуживает орнаментальный декор в верхней части ваз и между цветочными изображениями. Изделия Кё-Сацума отличались виртуозным многообразием орнаментальных решений, на которые, по всей вероятности, оказали влияние знаменитые парчовые ткани, изготавливавшиеся в Киото. Полихромная роспись с богатыми орнаментами и обилием золота, получила название нисикидэ (золотая парча).

В верхнем поясе в декор вписаны стилизованные изображения львов сиси (буддийские охранители), рыб, фениксов. На горловине розетка - декоративный мон (примерный аналог европейского герба) с тремя стилизованными листками мальвы.

Вазы имеют музейное значение.

Парные Сацума
Парные Сацума2