Блоги

  • С 5 июня галерея открыта и работает в сокращенном графике. Просьба предупреждать о посещении по телефону: +7 (495) 150 07 31.
  • В связи с эпидемиологической обстановкой по коронавирусу в России с 1 по 30 апреля 2020 года - галерея закрыта. Консультируем и принимаем заказы по телефону.
  • С 31 по 7 января - выходные праздничные дни (возможен выход предварительному звонку). С 8 января галерея будет работать в обычном режиме с 11:00 до 19:00!
  • с 27 ноября по 01 декабря 2019 в Гостином Дворе на Ильинке прошел 45-й Антикварный Салон. На нашем стэнде была представлена великолепнейшая коллекция бронзовых скульптур, японских ваз, окимоно и нэцкэ периода Мейдзи! Мы были рады видеть Вас на экспозиции и ждем вас уже в нашей галерее на Садовой-Кудринской, 25.
    • IMG_20191128_131427_417
    • IMG_20191129_112536_159
    • IMG_20191128_131427_416
  • В японском декоративно-прикладном искусстве периода Мейдзи существовало множество различных техник эмалирования, в основе которых лежали и французские и китайские технологии, но доведенные японскими мастерами до истинного совершенства. Самая известная техника во всем мире - клуазоне (юсэн-сиппо) – техника перегородочной эмали. На основу из медного сплава наносится рисунок, тонкой медной или серебряной проволокой обводится его контур, и в получившиеся ячейки заливается глазурь, затем изделие обжигается и полируется. Перегородки имеют как декоративное, так и функциональное значение (эмаль не растекается в смежные части рисунка). Японский стиль предполагал свободный эмалевый фон однотонного цвета (обычно темно-синий, голубой, серый), на всей поверхности которого выполнялись пейзажные изображения, цветущие глицинии, ирисы, хризантемы, птицы и т.д. При этом в декоре горловин и ножек ваз часто использовали множественные перегородки (киото-сиппо), что считалось признаком хорошего вкуса и применялось при изготовлении дорогостоящих предметов. Один из аспектов в развитии клуазоне – изменение количества изображений в рамках одного произведения, переход от нескольких отдельных элементов к единому непрерывному сюжету. Позднее размеры изображения на фронтальной стороне предмета стали увеличиваться, а на задней – уменьшаться. Затем на обратной стороне вообще перестали помещать какие-либо рисунки, оставляя монохромный фон. Тем не менее формы предмета оставались элегантными и цвета полированной эмали - безупречными. Новые оригинальные решения основывались на классических для японского искусства принципах ассиметрии, различных соотношений с формой и особой значимостью незаполненного пространства. Источник материала: "Звезда Ренессанса", №21, 2014
    • ваза птичка
    • Вазы хризантемы люкс
    • парные вазы сазаны
  • В период Мейдзи основная часть изделий металлической пластики отправлялась на экспорт, но существовали школы и мастерские, ориентированные на внутренний рынок. Их изделия отличались поэтическими и фольклорными мотивами, а стилистические особенности вызывали ассоциации с классическим японским искусством и национальной эстетикой страны. Особая красота подобных вещей была понятна лишь узкому кругу зарубежных потребителей. Одной из таких мастерских, работающих не только на экспорт, была мастерская Ногава Нобору, основанная 1825 году в городе Киото. Она была широко известна в конце ХIХ века и даже входила в список мест для посещения, рекомендованных в «Путеводителе по Японии» 1889 года. Долгое время марку Ногава, представляющую собой знак, читающийся как «но», перечеркнутый двумя линиями, считали маркой токийской мастерской «Хаттори ко». В 2000 году были обнаружены рекламные материалы, используемые компанией Ногава на международных выставках. Эта находка позволила экспертам отнести все произведения искусства с маркой «Но» к работам киотской мастерской Ногава. В галерее японского искусства SAMURAI представлены такие высококлассные изделия металлической пластики этой известной компании как четырехгранная вазочка «День и ночь» на ножках с крышкой и миниатюрный комод с открывающими ящичками и подвижной ручкой. Произведения выполнены из сплавов сибуити, сякудо, серебра и золота. На дне изделий – марка мастерской Ногава.
    • комодик
    • комодик1
    • сибуити
    • сибуити2
  • Судзуки Тёкити (1848-1919) – высококлассный мастер металлической пластики компании Кирю Косё Кайся, удостоившийся звания тэйсицу-гигэйнин – «эксперт Его императорского величества». Ему поступали заказы от министерства императорского двора на изготовление подарков для японских и зарубежных сановников высшего ранга. Талант и мастерство Судзуки особенно ярко проявилось в создании инкрустированных орнаментов из металлических сплавов, а также крупных и средних скульптурных композиций высочайшего качества. Так, Париже в 1878 году большая бронзовая курильница (высотой свыше 2х метров) со скульптурной парой павлинов, изготовленная Тёкити, получила золотую медаль. Это произведение было приобретено Зигфридом Бингом (известным немецким ) и впоследствии продано Музею Виктории и Альберта. За курильницу музей заплатил 1586 фунтов, что было феноменальной суммой для одного предмета и составляло примерно 13% годового бюджета музея. Талант Судзуки Тёкити проявился не только в создании экспрессивных скульптурных композиций, но и в изготовлении бронзовых ваз, украшенных изображениями иро-э в стиле художественной школы Римпа. Среди особенностей этой школы отмечают следования исконным традициям японской живописи, богатую декоративность, внимание к форме. В галерее японского искусства SAMURAI представлены парные вазы, созданные самим Судзуки. Это вазы овоидной формы со слегка расходящейся внизу ножкой, плавным сужением к горлу и устьем обрамленным ободком. Предметы выполнены из бронзы в технике литья и урашены в стиле иро-э. На поверхности ваз с помощью рельефной инкрустации такадзоган золотом, серебром, сплавами сякудо и сибуити созданы композиции из цветов и листьев. Также на вазах присутствуют изящные бабочки. На дне ваз имеется марка «Кирю Косё Кайся», состоящая из семи иероглифов с фирменным клеймом этой компании (два пересекающихся силуэта гор).
    • IMG_6532_1
  • Окимоно – (дословно: «поставленная вещь») – резная фигурка, предназначенная для украшения интерьера. Такие фигурки, в основном, изготавливались из слоновой кости, бронзы, серебра; для декорирования использовали инкрустацию перламутром, кораллом, лаком, тонировали чаем и украшали гравированным орнаментом. Окимоно получили распространение в XVI веке, тогда в японском интерьере появились специальные ниши (токонома), в которых и стали размещать резные произведения. Для международных выставок японские резчики изготавливали статуэтки чуть большего размера, чем для своих жилищ (от 20 до 50 см).  Они и вызвали значительный интерес у Европы и стали предметом коллекционирования на Западе. Слоновая кость ценилась в Японии на вес золота, так как слоны в стране не водились и бивни завозились из Африки и Индии. Само изготовление резных статуэток процесс трудоемкий и сложный. При создании миниатюрных скульптур из кости мастер должен был принять во внимание не только свою собственную задумку, но и особенности строения кости того или иного животного, а именно расположения ядра в бивне. Для изготовления одной фигурки требовалось от нескольких месяцев до нескольких лет. Наиболее популярные сюжеты окимоно из слоновой кости: боги, мифологические существа, демоны, архаты, сэннины (бессмертные), исторические персонажи, простолюдины, рыбаки, музыканты, сарумаваси (дрессировщики обезьян), художники, поэты, женщины с детьми, игры детей и пр. Окимоно приобретают с целью привлечь удачу, в качестве подарка, предмета коллекционирования и просто для украшения интерьера.
    • Отец и юный рыбак
  • Слово «клуазоне» означает технику перегородчатой эмали (от яп. «сиппо» - семь сокровищ: золото, серебро, изумруд, коралл, алмаз, агат, жемчуг). На основу из медного сплава или бронзы наносится рисунок, затем тонкой металлической (как правило, медной или серебряной) проволокой обводится контур, в получившиеся ячейки заливается эмаль, далее производится обжиг и шлифовка. Эмаль изготавливают из стекла с примесью той или иной окиси металла, придающий составу определенный цвет. Изделия, выполненные в данной технике, знамениты во всем мире и являются уникальным феноменом периода Мейдзи. В Японию эмали попали в VI-VII веке через Китай и Корею. В конце XVI века в Японии эмалирование использовалось, в основном, для украшения элементов интерьера, письменных наборов, японских мечей.  Развитие японского эмалевого перегородчатого производства приписывается бывшему самураю Кадзи Цунэкичи (1803-1883 гг.) из Нагои. Считается, что примерно в 1838 году он получил кусок китайской перегородчатой эмали, разломав его и изучив состав, он произвел небольшую тарелку в технике «Клуазоне». К середине 1850-х годов он уже принимал учеников, а к концу 1850-х годов был назначен официальным производителем «Клуазоне» для феодального начальника провинции Овари.  Одним из известных мастеров, продолживших искусство перегородчатой эмали был Цукамото Кайсуке (1828-1887). Считается, что Кайсуке открыл технику применения искусственных эмалей к керамическому сосуду. Однако это не стало популярным, вероятно, потому, что эмали на фарфоре имели вид тусклый и грязный и были подвержены трещинам. Тем не менее были сделаны некоторые прекрасные и долговечные экземпляры.  Кайсуке, в свою очередь, учил Хаяси Кодендзи (1831-1915). В 1862 году Кодендзи создал независимую мастерскую в Нагое. В 1871 году была основана компания «Сиппо Кайся», которая выиграла первый приз на Венской выставке 1873 года, а уже в 1876 году были созданы ее филиалы в Токио и Йокогаме. К 1875 году Кайсуке покинул Нагою, чтобы стать главным мастером компании «Аренс» в Токио.  Главный технолог Аренса, который выставил одну из работ Кайсуке на Венской выставке, был немецкий химик Готфрид Вагенер, который представил современную европейскую технологию эмалирования в Японии.  В 1878 году Вагенер перебрался в Киото, где познакомился с бывшим самураем и художником-эмальером Намикавой Ясуюки (1845-1927).  Самым значительным результатом сотрудничества Вагнера и Ясуюки было создание полупрозрачной зеркальной черной эмали, которая стала отличительной чертой большинства последующих работ Ясуюки. Перегородчатые эмали Ясуюки характеризуются сложностью расположения перегородок, превосходным вниманием к деталям, рисунки на его ранних работах относительно традиционны, состоят в основном из стилизованных ботанических и формальных геометрических мотивов. Его поздние работы более живописны, изображают сцены природы и виды достопримечательностей в Киото и вокруг него. Ясуюки продолжал совершенствовать свои технические и художественные навыки, а в 1896 году он был назначен Императорским мастером.  Намикава Сосуке (1847-1910) был еще одним важным художником-эмальером, а в 1896 году был также назначен Императорским ремесленником.  Самая важная компания, занимающаяся производством в технике «Клуазоне» в Нагое и ее окрестностях, была компания Ando.  Его мастером с 1881 по 1897 год был Кадзи Сатар, которого сменил Каваде Шибатаро (1856 - с.1921). Каваде представил и разработал множество технических новшеств, на которых основывался успех компании Ando. О деятельности этой компании мы расскажем в отдельной статье.  Высочайший уровень «Клуазоне» периода Мейдзи остается недостижимым вплоть до нашего времени. Невозможно без удивления смотреть на тонкость исполнения, богатство фантазии и изобретательностью художников. Многие изделия с эмалью – это годы труда, в котором заняты не одни рабочие руки. Сейчас истинные ценители и коллекционеры скупают в странах Европы лучшие образцы японской перегородчатой эмали, экспортированной в свое время на Запад, для продажи в Японии.
    • Ваза красная Птицы Феникс
    • ваза драконы1
    • Ваза самураи синяя
    • Вазы хризантемы люкс
  • «Сацумская керамика» - одно из самых интересных и необычайных явлений в японском декоративно-прикладном искусстве эпохи Мейдзи. На южном острове Кюсю расположилась провинция Сацума, которая и дала название целой группе керамический изделий, изготовленных в этой местности. Первые исторические печи здесь были установлены корейскими гончарами в конце 16 века. Ранняя продукция была массивная и твердая, покрыта густой темной глазурью и редко выходила за пределы провинции. «Сацумская керамика» представляла собой желтоватую фаянсовую посуду, декорированную японскими фигурами, выразительными лицами, восточными пейзажами, иногда красочными драконами и прочими увлекательными сюжетами. Эта посуда являлась экспортным продуктом, специально разработанным в середине 19 века для обслуживания западного экспортного рынка. Японские художники выпускали изысканные изделия самого высокого качества. Было создано множество шедевров, и несколько мастерских создали своим именам вечную славу. Самый высококачественный экспорт «Сацума» легко узнается благодаря тонко потрескавшейся глазури и тому факту, что его желтоватый глиняный корпус не «звонит» при постукивании. Производство вскоре распространилось на несколько городов, таких как Киото, Токио, Нагоя, Йокогама и в другие места по всей Японии, начиная с периода Мэйдзи (1868-1912) и до сегодняшнего дня. Общими чертами ранней «Сацумской керамики» являются крупные мотивы декора, помещенные на фоне недекорированного черепка. В росписи редко и деликатно используется прием кинкумо («золотые облака», заполнение фона россыпью золотых точек). В орнаментах отсутствует мелкая проработка деталей, так как эмаль слишком плотная для нанесения тонкой кистью. Часто используется эмаль кобальтого синего цвета. Большой интерес европейского рынка к изделиям Сацума вдохновило гончаров к созданию более сложных форм, а художников – к более виртуозному декору. В мастерских Киото начали производить светлую, тонкую керамическую массу и покрывать ее сероватой или кремовой глазурью. Декорировали посуду живописным изображением цветов, листьев, фигурками птиц с использованием техники «золотые облака». Изделия студии семьи Кинкодзан также стали выполнять в сацумском стиле, но не перегружали декором, оставляли видимым светлый кремовый черепок. Эмаль наносили не так плотно и объемно, как в работах мастерской Киото. Отличительной особенностью мастеров студии стали жидкие эмалевидные краски, которыми можно было растушевывать рисунок и делать декор близкий к классической живописи. В студии изобрели еще один новый тип декора – сочетание подглазурного кобальта глубокого синего цвета с» золотом и полихромной росписью. Самой заметной особенностью «Сацумcкой керамики», отличающей ее от других стилей в декоре керамики и фарфора Японии, является, использование жанровых композиций, сложноскомпанованных многофигурных сцен. Самые распространенные сцены - любование цветением сакуры или клена, чаепитие, сцены в саду или на террасе, игры детей, группы дам или самураев. Композиции располагались либо свободно по всей поверхности изделия, без разделения орнаментальными поясками, либо с разделением декора по элементам формы (горло, тулово, ножка). В каждом элементе – свои тип декора. Был и третий вид, когда сосуд декорировали, используя вертикальное разделение, изображения помещались в специальные картуши, что придавало изделию роскоши и богатство. «Сацумская керамика» заняла весомое место в истории японского искусства. Это ярчайшее явление искусства в истории Японии периода Мейдзи.
    • ваза пионы и карасиси
    • вазы жанровые кобальт
    • вазы удивительной формы