Блоги

  • С 13 по 17 апреля Галерея японского искусства Самурай представила свою коллекцию на ярмарке антиквариата и современного искусства в Гостином Дворе города Москвы. На экспозиции были выставлены предметы высочайшего уровня, историко-художественного, коллекционного и музейного значения.  Мы были рады встретить старых друзей и новых посетителей, заинтересовавшихся удивительным и неповторимым искусством Японии конца XIX - начала XX века.
    • Коллектив галереи
  • С 23 ноября по 28 ноября 2021 в Гостином Дворе на Ильинке прошел 47-й Антикварный Салон. На нашем стенде была представлена шикарнейшая коллекция крупных интерьерных скульптур, японских ваз, панно и мелкой пластики периода Мэйдзи! Мы были рады видеть Вас на экспозиции и ждем вас в нашей галерее на Садовой-Кудринской, 25. 
    • AS47
  • В Гостином Дворе на Ильинке пройдет 46-й Российский Антикварный Салон. Наша галерея будет представлена на стенде 1-36 с уникальнейшей экспозицией, включающей в себя коллекцию птиц и воинов, отлитых из высококачественной японской бронзы. Также, вы сможете увидеть работы мастеров по художественной резьбе по слоновой кости, старинную японскую вышивку и другие редкие предметы из собрания галереи. У любителей и коллекционеров нэцкэ будет возможность прикоснуться к древним миниатюрным фигуркам, которые использовались японцами в 18-19 веках в качестве противовеса для подвешивания на поясе коробочки инро или кисета для табака. Будем рады Вас видеть на нашей экспозиции с 21 по 25 апреля с 12:00 до 21:00!
  • с 4 по 7 марта 2021 в в 5 минутах ходьбы от м. Гостиный двор по адресу: СПб, Инженерная улица, 13 состоится Петербургская Антикварная выставка-продажа. Мы представлены на стенде 4.6. Будем рады видеть Вас на экспозиции! Время работы выставки:  с 12:00 по 20:00
  • с 27 ноября по 01 декабря 2019 в Гостином Дворе на Ильинке прошел 45-й Антикварный Салон. На нашем стенде была представлена великолепнейшая коллекция бронзовых скульптур, японских ваз, окимоно и нэцкэ периода Мэйдзи! Мы были рады видеть Вас на экспозиции и ждем вас уже в нашей галерее на Садовой-Кудринской, 25.
    • AS45
    • AS45
    • AS45
  • В японском декоративно-прикладном искусстве периода Мэйдзи существовало множество различных техник эмалирования, в основе которых лежали и французские и китайские технологии, но доведенные японскими мастерами до истинного совершенства. Самая известная техника во всем мире - клуазоне (юсэн-сиппо) – техника перегородчатой эмали. На основу из медного сплава наносится рисунок, тонкой медной или серебряной проволокой обводится его контур, и в получившиеся ячейки заливается глазурь, затем изделие обжигается и полируется. Перегородки имеют как декоративное, так и функциональное значение (эмаль не растекается в смежные части рисунка). Японский стиль предполагал свободный эмалевый фон однотонного цвета (обычно темно-синий, голубой, серый), на всей поверхности которого выполнялись пейзажные изображения, цветущие глицинии, ирисы, хризантемы, птицы и т.д. При этом в декоре горловин и ножек ваз часто использовали множественные перегородки (киото-сиппо), что считалось признаком хорошего вкуса и применялось при изготовлении дорогостоящих предметов. Один из аспектов в развитии клуазоне – изменение количества изображений в рамках одного произведения, переход от нескольких отдельных элементов к единому непрерывному сюжету. Позднее размеры изображения на фронтальной стороне предмета стали увеличиваться, а на задней – уменьшаться. Затем на обратной стороне вообще перестали помещать какие-либо рисунки, оставляя монохромный фон. Тем не менее формы предмета оставались элегантными и цвета полированной эмали - безупречными. Новые оригинальные решения основывались на классических для японского искусства принципах ассиметрии, различных соотношений с формой и особой значимостью незаполненного пространства. Источник материала: "Звезда Ренессанса", №21, 2014
    • ваза птичка
    • Вазы Хризантемы
    • парные вазы сазаны
  • В период Мэйдзи основная часть изделий металлической пластики отправлялась на экспорт, но существовали школы и мастерские, ориентированные на внутренний рынок. Их изделия отличались поэтическими и фольклорными мотивами, а стилистические особенности вызывали ассоциации с классическим японским искусством и национальной эстетикой страны. Особая красота подобных вещей была понятна лишь узкому кругу зарубежных потребителей. Одной из таких мастерских, работающих не только на экспорт, была мастерская Ногава Нобору, основанная 1825 году в городе Киото. Она была широко известна в конце ХIХ века и даже входила в список мест для посещения, рекомендованных в «Путеводителе по Японии» 1889 года. Долгое время марку Ногава, представляющую собой знак, читающийся как «но», перечеркнутый двумя линиями, считали маркой токийской мастерской «Хаттори ко». В 2000 году были обнаружены рекламные материалы, используемые компанией Ногава на международных выставках. Эта находка позволила экспертам отнести все произведения искусства с маркой «Но» к работам киотской мастерской Ногава. В галерее японского искусства SAMURAI представлены такие высококлассные изделия металлической пластики этой известной компании как четырехгранная вазочка «День и ночь» на ножках с крышкой и миниатюрный комод с открывающими ящичками и подвижной ручкой. Произведения выполнены из сплавов сибуити, сякудо, серебра и золота. На дне изделий – марка мастерской Ногава.
    • Комодик
    • Комодик1
    • Сибуити
    • Вазочка
  • Судзуки Тёкити (1848-1919) – высококлассный мастер металлической пластики компании Кирю Косё Кайся, удостоившийся звания тэйсицу-гигэйнин – «эксперт Его императорского величества». Ему поступали заказы от министерства императорского двора на изготовление подарков для японских и зарубежных сановников высшего ранга. Талант и мастерство Судзуки особенно ярко проявилось в создании инкрустированных орнаментов из металлических сплавов, а также крупных и средних скульптурных композиций высочайшего качества. Так, Париже в 1878 году большая бронзовая курильница (высотой свыше 2х метров) со скульптурной парой павлинов, изготовленная Тёкити, получила золотую медаль. Это произведение было приобретено Зигфридом Бингом (известным немецким ) и впоследствии продано Музею Виктории и Альберта. За курильницу музей заплатил 1586 фунтов, что было феноменальной суммой для одного предмета и составляло примерно 13% годового бюджета музея. Талант Судзуки Тёкити проявился не только в создании экспрессивных скульптурных композиций, но и в изготовлении бронзовых ваз, украшенных изображениями иро-э в стиле художественной школы Римпа. Среди особенностей этой школы отмечают следования исконным традициям японской живописи, богатую декоративность, внимание к форме. В галерее японского искусства SAMURAI представлены парные вазы, созданные самим Судзуки. Это вазы овоидной формы со слегка расходящейся внизу ножкой, плавным сужением к горлу и устьем обрамленным ободком. Предметы выполнены из бронзы в технике литья и урашены в стиле иро-э. На поверхности ваз с помощью рельефной инкрустации такадзоган золотом, серебром, сплавами сякудо и сибуити созданы композиции из цветов и листьев. Также на вазах присутствуют изящные бабочки. На дне ваз имеется марка «Кирю Косё Кайся», состоящая из семи иероглифов с фирменным клеймом этой компании (два пересекающихся силуэта гор).
    • Судзуки Тёкити
  • Окимоно – (дословно: «поставленная вещь») – резная фигурка, предназначенная для украшения интерьера. Такие фигурки, в основном, изготавливались из слоновой кости, бронзы, серебра; для декорирования использовали инкрустацию перламутром, кораллом, лаком, тонировали чаем и украшали гравированным орнаментом. Окимоно получили распространение в XVI веке, тогда в японском интерьере появились специальные ниши (токонома), в которых и стали размещать резные произведения. Для международных выставок японские резчики изготавливали статуэтки чуть большего размера, чем для своих жилищ (от 20 до 50 см).  Они и вызвали значительный интерес у Европы и стали предметом коллекционирования на Западе. Слоновая кость ценилась в Японии на вес золота, так как слоны в стране не водились и бивни завозились из Африки и Индии. Само изготовление резных статуэток процесс трудоемкий и сложный. При создании миниатюрных скульптур из кости мастер должен был принять во внимание не только свою собственную задумку, но и особенности строения кости того или иного животного, а именно расположения ядра в бивне. Для изготовления одной фигурки требовалось от нескольких месяцев до нескольких лет. Наиболее популярные сюжеты окимоно из слоновой кости: боги, мифологические существа, демоны, архаты, сэннины (бессмертные), исторические персонажи, простолюдины, рыбаки, музыканты, сарумаваси (дрессировщики обезьян), художники, поэты, женщины с детьми, игры детей и пр. Окимоно приобретают с целью привлечь удачу, в качестве подарка, предмета коллекционирования и просто для украшения интерьера.
    • Отец и юный рыбак
  • Слово «клуазоне» означает технику перегородчатой эмали (от яп. «сиппо» - семь сокровищ: золото, серебро, изумруд, коралл, алмаз, агат, жемчуг). На основу из медного сплава или бронзы наносится рисунок, затем тонкой металлической (как правило, медной или серебряной) проволокой обводится контур, в получившиеся ячейки заливается эмаль, далее производится обжиг и шлифовка. Эмаль изготавливают из стекла с примесью той или иной окиси металла, придающий составу определенный цвет. Изделия, выполненные в данной технике, знамениты во всем мире и являются уникальным феноменом периода Мейдзи. В Японию эмали попали в VI-VII веке через Китай и Корею. В конце XVI века в Японии эмалирование использовалось, в основном, для украшения элементов интерьера, письменных наборов, японских мечей.  Развитие японского эмалевого перегородчатого производства приписывается бывшему самураю Кадзи Цунэкичи (1803-1883 гг.) из Нагои. Считается, что примерно в 1838 году он получил кусок китайской перегородчатой эмали, разломав его и изучив состав, он произвел небольшую тарелку в технике «Клуазоне». К середине 1850-х годов он уже принимал учеников, а к концу 1850-х годов был назначен официальным производителем «Клуазоне» для феодального начальника провинции Овари.  Одним из известных мастеров, продолживших искусство перегородчатой эмали был Цукамото Кайсуке (1828-1887). Считается, что Кайсуке открыл технику применения искусственных эмалей к керамическому сосуду. Однако это не стало популярным, вероятно, потому, что эмали на фарфоре имели вид тусклый и грязный и были подвержены трещинам. Тем не менее были сделаны некоторые прекрасные и долговечные экземпляры.  Кайсуке, в свою очередь, учил Хаяси Кодендзи (1831-1915). В 1862 году Кодендзи создал независимую мастерскую в Нагое. В 1871 году была основана компания «Сиппо Кайся», которая выиграла первый приз на Венской выставке 1873 года, а уже в 1876 году были созданы ее филиалы в Токио и Йокогаме. К 1875 году Кайсуке покинул Нагою, чтобы стать главным мастером компании «Аренс» в Токио.  Главный технолог Аренса, который выставил одну из работ Кайсуке на Венской выставке, был немецкий химик Готфрид Вагенер, который представил современную европейскую технологию эмалирования в Японии.  В 1878 году Вагенер перебрался в Киото, где познакомился с бывшим самураем и художником-эмальером Намикавой Ясуюки (1845-1927).  Самым значительным результатом сотрудничества Вагнера и Ясуюки было создание полупрозрачной зеркальной черной эмали, которая стала отличительной чертой большинства последующих работ Ясуюки. Перегородчатые эмали Ясуюки характеризуются сложностью расположения перегородок, превосходным вниманием к деталям, рисунки на его ранних работах относительно традиционны, состоят в основном из стилизованных ботанических и формальных геометрических мотивов. Его поздние работы более живописны, изображают сцены природы и виды достопримечательностей в Киото и вокруг него. Ясуюки продолжал совершенствовать свои технические и художественные навыки, а в 1896 году он был назначен Императорским мастером.  Намикава Сосуке (1847-1910) был еще одним важным художником-эмальером, а в 1896 году был также назначен Императорским ремесленником.  Самая важная компания, занимающаяся производством в технике «Клуазоне» в Нагое и ее окрестностях, была компания Ando.  Его мастером с 1881 по 1897 год был Кадзи Сатар, которого сменил Каваде Шибатаро (1856 - с.1921). Каваде представил и разработал множество технических новшеств, на которых основывался успех компании Ando. О деятельности этой компании мы расскажем в отдельной статье.  Высочайший уровень «Клуазоне» периода Мейдзи остается недостижимым вплоть до нашего времени. Невозможно без удивления смотреть на тонкость исполнения, богатство фантазии и изобретательностью художников. Многие изделия с эмалью – это годы труда, в котором заняты не одни рабочие руки. Сейчас истинные ценители и коллекционеры скупают в странах Европы лучшие образцы японской перегородчатой эмали, экспортированной в свое время на Запад, для продажи в Японии.
    • Ваза красная Птицы Феникс
    • Ваза драконы
    • Ваза самураи синяя
    • Вазы Хризантемы