Японский стиль клуазоне (юсэн-сиппо)

В японском декоративно-прикладном искусстве периода Мейдзи существовало множество различных техник эмалирования, в основе которых лежали и французские и китайские технологии, но доведенные японскими мастерами до истинного совершенства.

Самая известная техника во всем мире - клуазоне (юсэн-сиппо) – техника перегородочной эмали.

На основу из медного сплава наносится рисунок, тонкой медной или серебряной проволокой обводится его контур, и в получившиеся ячейки заливается глазурь, затем изделие обжигается и полируется. Перегородки имеют как декоративное, так и функциональное значение (эмаль не растекается в смежные части рисунка).

Японский стиль предполагал свободный эмалевый фон однотонного цвета (обычно темно-синий, голубой, серый), на всей поверхности которого выполнялись пейзажные изображения, цветущие глицинии, ирисы, хризантемы, птицы и т.д. При этом в декоре горловин и ножек ваз часто использовали множественные перегородки (киото-сиппо), что считалось признаком хорошего вкуса и применялось при изготовлении дорогостоящих предметов.

Один из аспектов в развитии клуазоне – изменение количества изображений в рамках одного произведения, переход от нескольких отдельных элементов к единому непрерывному сюжету.

Позднее размеры изображения на фронтальной стороне предмета стали увеличиваться, а на задней – уменьшаться. Затем на обратной стороне вообще перестали помещать какие-либо рисунки, оставляя монохромный фон. Тем не менее формы предмета оставались элегантными и цвета полированной эмали - безупречными.

Новые оригинальные решения основывались на классических для японского искусства принципах ассиметрии, различных соотношений с формой и особой значимостью незаполненного пространства.

Источник материала: "Звезда Ренессанса", №21, 2014

ваза птичка
Вазы хризантемы люкс
парные вазы сазаны